На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТРАМВАЙ ЖЕЛАНИЙ

311 подписчиков

"Я ХОЧУ, ЧТОБЫ СЛЫШАЛА ТЫ..."

surkov-bol (250x300, 16Kb)
"Я ХОЧУ, ЧТОБЫ СЛЫШАЛА ТЫ..."

Дмитрию Шеварову

"Российская газета" - Неделя №5771 (98) 03.05.2012, 00:07
Алексей Сурков с женой и дочкой. Москва, 1946 год.
 
Этой весной исполнилось 70 лет песне "В землянке". Ее слова и ноты были впервые опубликованы 25 марта 1942 года в "Комсомольской правде".

В землянке

Софье Кревс

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях

под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.


Алексей Сурков

1941 г.


Стихи были написаны 27 ноября 1941 года. В тот день Алексей Александрович Сурков по заданию газеты приехал в штаб 258-го стрелкового полка, который располагался в деревне Кашино (нынешней Тверской области). Внезапно в деревню вошли немецкие танки. Нашим пришлось отходить за речку. Сначала по льду под минометным огнем, потом до ближайшей деревни через поле. Как оказалось - минное. Чудом никто не подорвался. Вот откуда строчка "А до смерти четыре шага..." .

Стихи не предназначались для публикации. Поэт послал его в письме жене Соне, приписав над стихотворением: "Тебе, солнышко мое!" В феврале 1942 года композитор Константин Листов попросил у поэта "что-нибудь, чтобы написать песню". Сурков нашел черновик стихов в блокноте, переписал начисто и отдал товарищу.

После публикации в "Комсомолке" стихи "В землянке" некоторое время нигде больше не печатались. От Суркова политработники требовали строку про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше, чем на четыре шага. Прослышав об этом, танкисты посоветовали поэту: "Да напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть..."

Картина дня

наверх