На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТРАМВАЙ ЖЕЛАНИЙ

311 подписчиков

Неудавшийся «Союз» (заметки к празднику)

5 апреля 1975г. НИИП-5 (известен как «космодром Байконур») На стартовой площадке №1 идут последние приготовления к запуску очередного пилотируемого космического корабля серии «Союз». Не смотря на предыдущие неудачи (гибель двух кораблей с космонавтами, чрезвычайно трудно идущую программу испытаний «супер-ракеты» Н-1, связанные с ней-же и «самостоятельные» неудачи - наметившееся охлаждение интереса к пилотируемой лунной программе) текущий запуск готовиться в «рабочем» режиме, без особых сбоев и происшествий.

Ракета по результатам проверок - «в порядке»,

 экипаж чрезвычайно хорошо себя зарекомендовавший (именно он на «Союзе-12» летал после гибели «Союза-11» с экипажем в новом варианте – в скафандрах (на случай разгерметизации, погубившей предыдущий экипаж) и «вернул доверие» кораблю и всей программе («Союз» изначально проектировался для пилотируемого полёта на Луну – поэтому так важно было убедиться в его работоспособности и перспективности). Текущая программа полёта так-же предполагала углубленные проверки и испытания во время

пребывания (после стыковки ) на новой космической станции «Салют-4». Вся техника было в «готовности» и ожидала команды «предстартовую подготовку - начать!»

Экипаж был уникален и чрезвычайно опытен по индивидуальной подготовке. Командир: Василий Григорьевич Лазарев. Лётчик-испытатель, врач, стратонавт, космонавт-испытатель. По образованию – хирург – окончил Свердловский Медицинский институт в 1952 году (что само по себе уже определённым образом характеризует человека). Звание «стратонавт» предусматривает участие в программе испытаний стратостатов - высотных воздушных шаров (высоты полёта 18 – 40км). Бортинженер – Макаров Олег Григорьевич. Окончил МВТУ им. Баумана в 1957г., инженер-механик. С преддипломной практики работал в ОКБ-1 (в «простонародье» - КБ Королёва). Вошел в первый состав сформированного при непосредственном «давлении» на военных С.П.Королёвым отряда гражданских инженеров-космонавтов (в основном из работников его КБ, что было абсолютно оправданно). «Плотно» работал в КБ по «лунной» программе (С 1 сентября 1964 года работал исполняющим обязанности Начальника группы (с 9 июля 1965 года - Начальник группы) проектирования систем и оборудования лунного корабля 7К-ЛОК).

В 11-04 с «секундами» ракета благополучно «сходит» со стартового «стола» и набирая скорость устремляется в космос...

...Телеметристы бодро докладывают отсчёт времени полёта с комментированием происходящих на борту событий и «программным» срабатыванием систем корабля и ракеты... «100 секунд полета… Крен и отклонение от направления полета в норме».«120 секунд полёта – Есть отделение 1-й ступени»...
«140 секунд. Давление в камерах сгорания стабильное».

Приборы в кабине «Союза» показывали, что вторая ступень ракеты-носителя уже отработала. Аэродинамический обтекатель сброшен, корабль вышел из плотных слоев земной атмосферы.
«260 секунд. Все в по…».

Сообщение прервалось, возникли шумовые помехи, затем голос П.И. Климука (озвучивавшего данные телеметрического контроля) послышался снова, но какой-то слабый, а на него накладывались странные звуки, как будто кто-то (или что-то) безуспешно старался сымитировать человеческую речь. Космонавтам показалось, что такие звуки мог бы издавать компьютер, пытающийся передать какую-то информацию посредством голосовой связи. Однако понять содержание этой передачи, длившейся пять — семь секунд, космонавты не сумели.
Прошло еще несколько секунд, в кабине завыла сирена аварийной сигнализации и одновременно замигала красная лампочка с надписью «Авария ракеты-носителя». К этому времени бортовой секундомер отсчитал 270 секунд полета. До выхода на орбиту оставалось еще столько же, но отказ третьей ступени означал, что корабль не сможет достичь расчетной орбиты, поэтому должна сработать система аварийного спасения, спускаемый аппарат отделится от ракеты и устремится к Земле. Вспоминает
космонавт О.Макаров:
«Старт ракеты прошел нормально, летим, ждем включения третьей ступени. Но... неожиданно двигатель смолк. Взвыла сирена, загорелся транспарант «Авария РН», машина резко крутанулась и по кабине метнулся «солнечный зайчик». В первые мгновения мы даже и не поняли, что случилось. Через несколько секунд стало ясно, что произошел какой-то отказ в ракете и автоматика отделила наш корабль от нее.

Попытались связаться с Землей, но радиосвязи не было. При последующем анализе выяснилось, что радиосвязь была односторонней: Земля нас слышала хорошо и П.И.Климук кричал в микрофон, вызывая нас, но мы его не слышали. Мы попытались сообразить, куда же приземлимся. Больше всего волновало то, что мы могли попасть на территорию Китая, ведь тогда у нас с этой страной были натянутые отношения. Наступило тягучее ожидание...

Пока выясняли место посадки, невесомость прекратилась и наступила перегрузка. Мы не предполагали, что она будет такой большой. Известно, что человеку становится невыносимо тяжело при 10-кратной перегрузке, а у нас она была гораздо больше.

(Во время спуска космонавты испытали пиковую перегрузку от 20,6 до 24 g.- данные разняться) Стало «уходить» зрение: сначала оно перешло в черно-белый цвет, а потом стал сужаться угол зрения. Мы находились в предобморочном состоянии, но все же сознание не теряли. Пока перегрузка давит, думаешь только о том, что надо ей сопротивляться, и мы сопротивлялись как могли. При такой огромной перегрузке, когда невыносимо тяжело, рекомендуется кричать, и мы кричали изо всех сил, хотя похоже это было на сдавленный хрип.

Через несколько минут перегрузка стала медленно спадать. Первым делом немного отдышались и стали приходить в себя. В это время сработала парашютная система.

Приземлились, спускаемый аппарат немного покачался и остановился(как вспоминал позже командир экипажа Лазарев, почувствовав «неладное» и помедлив 1,5 секунды не стал «отстреливать» парашют – по инструкции его положено после «касания» тут-же «отстрелить» - дабы «капсулу» не стало ветром «таскать» по земле, или не «утащило» под воду в случае приводнения.Это видимо было спасением – парашют зацепился за деревья и «держал» спускаемый аппарат на крутом склоне горы – неизвестно, куда бы он «укатился» если-бы не «повис» на парашюте.Спускаемый аппарат приземлился к юго-западу от г. Горно-Алтайска в 829 километрах к северу от границы с Китаем, на высоте 1200м на заснеженный склон горы Теремок-3 и начал скатываться, за 152 м до обрыва падение было остановлено благодаря парашюту . Мы вылезли наружу и обнаружили, что находимся на склоне горы, покрытой снегом глубиной полтора метра. Менее получаса назад мы улетели с Байконура, там было +25°С, а теперь оказались в горах при минусовой температуре. Развели костер - согрелись. Вскоре появился поисковый самолет. Мы залезли в спускаемый аппарат и установили с ним радиосвязь. На наш вопрос, где мы находимся, нам сообщили, что мы приземлились в Советском Союзе на Алтае.

Эвакуировать нас смогли только на следующий день. Всю ночь мы не спали и сидели у костра, обсуждая наш аварийный полет. Вот тогда мне подумалось о том, какие же молодцы те люди, которые предвидели эту аварийную ситуацию. В нештатных условиях все автоматические системы корабля сработали четко и так, как надо. Это было похоже на сказку: благодаря людям, в большинстве для нас незнакомым, мы благополучно «вернулись с того света». Это было потрясающее чувство какого-то чуда. В ту ночь мы с Василием Лазаревым договорились о том, что впредь этот день будем отмечать как наш второй день рождения...»

Высадившись в снег при температуре −7°C, космонавты надели спасательные комбинезоны. Лазарев, опасаясь, что они приземлились в Китае, сжег документы, касающиеся военных экспериментов, которые были запланированы для выполнения на орбите.

Вертолет спасателей не смог выполнить зависание в месте посадки и высадил спасательную команду на лед речки Уба, находящейся у подножья горы Теремок-3. Попытка подняться по склону горы вызвала снежную лавину, засыпавшую всю группу, вторая группа спасателей откопала своих товарищей, обошлось без жертв.

Космонавты были благополучно эвакуированы на вертолёте ВВС (пилот Султан-Галиев) на следующий день после их обнаружения спасательной бригадой возвращены в Звездный городок, спускаемый аппарат был доставлен позже, спустя некоторое время.

Этот запуск КК «Союз» получил официальное название «Союз-18-1» или «Союз-18А», хотя при «сквозной» нумерации должен был быть «Союз-19». Кратко параметры полёта: апогей – 192 км., Пройденное расстояние: 1574 км.


Всех с праздником!

По материалам интернета.


наверх