Национальная идея или «антикризисное управление»?
Последние события в стране подтвердили, что кризис в России носит именно системный характер.Наиболее ярким примером «антикризисного управления» стало посещение В.В. Путиным в 2009 г. города Пикалево. Жители города взбунтовались из-за резкого упадка их социального положения вследствие остановки градообразующих предприятий города.
И этот пример не единственный. Более 100 моногородов России находятся в похожем положении.Продолжают изнашиваться основные фонды предприятий, инженерные и жилищно-коммунальные коммуникации, ветшает жилищный фонд страны. Вводимое в строй новое жилье не удовлетворяет потребностям граждан ни своими количественными показателями, ни ценой приобретения. Из года в год продолжает уменьшаться число дошкольных, школьных и культурных учреждений. Практически развалена система высшего образования. Число чиновников увеличивается. Выплаты и пенсии в абсолютном выражении вроде бы увеличиваются, но из-за инфляции граждане реально чувствуют лишь поступательное снижение своей покупательской способности.
Страна находилась в кризисе дольше всех остальных развитых государств. В обществе продолжает нарастать социально-экономическое напряжение. Количество и частота эксцессов возрастают, будь то синдром Пикалево, выступления молодежи против национальной несправедливости, техногенные катастрофы или теракты.
И нельзя сказать, что высшие должностные лица не реагируют на потрясения: звучат заявления с металлом в голосе, даются поручения министерствам и ведомствам разобраться, предпринять меры, доложить об исполнении и т.
п.Но принимаются, как правило, не системные, а кадровые меры: кого-то снимают с должности, а с кого-то «снимают стружку»...
В частности, «борьба» с нарастающей коррупцией приобретает какой-то несерьезный характер. Чиновники все больше и больше тратят время на написание деклараций о своих доходах и имуществе, все большее число правоохранительных и контролирующих органов занято проверкой достоверности внесенных в декларации сведений. Высшие должностные лица государства посвящают этому целые заседания, с серьезным видом ставят на них новые задачи по проверке деклараций. И вот нескольких чиновников уличили-таки в письменной лжи…
Интересно, а почему не пойти более простым путем: попросить у владельцев роскошных вилл и фешенебельных квартир подтвердить законность средств, потраченных на их приобретение?Или почему бы не поинтересоваться у «скромного» государственного служащего с годовым доходом в 400 тысяч рублей, как он исхитрился приобрести, например, автомобиль стоимостью в миллион долларов?
Или вот еще одно «направление» борьбы с коррупцией. Все большее число юристов и специалистов гражданской государственной службы, работников прокуратуры и правоохранительных органов анализирует правовые акты на предмет их коррупциогенности. Создается впечатление, что чем больше документов проверяется на наличие в них коррупционных признаков, тем в большей степени проявляются эти самые признаки. Растет и число регламентов – их «тьмы и тьмы». В этом массиве не разберется никто из высококвалифицированных юристов, не говоря уже о простом законопослушном гражданине.
Президенту России приходится лично проверять объекты транспортной инфраструктуры, будь то станции московского метрополитена или железнодорожные вокзалы, на предмет их антитеррористической безопасности. Само по себе ненормально, что силы и время главы государства тратятся на решение подобных вопросов. Однако любые «надлежащие выводы», в рамках существующей системы, чреваты непредсказуемыми последствиями. Если везде установить рамки металлоискателей и рентгеновские аппараты контроля багажа, то это может привести лишь к толкучке и неразберихе.
Другое требование президента, касающееся увеличения числа работников транспортной милиции, не вполне согласуется с поставленной им же, несколько ранее, задачей по сокращению общего числа сотрудников органов внутренних дел.
«К сожалению, даже самые трагические происшествия нас ничему не учат, поэтому если руководители государственных подразделений не способны воспринимать информацию… придется принимать кадровые решения». Это сказано президентом после посещения Киевского вокзала. Опять кадровые решения. Помогут ли они?
А сколько было положено сил и средств на обсуждение «Закона о полиции»? Сколько еще будет потрачено? Как в эзоповской басне «гора родила мышь», так и государство «путем колоссальных усилий» породило изменение названия «милиции» на «полицию».
Зато сердюковская военная реформа мало кого развеселила. Ликвидация самых боеспособных частей, масштабное сокращение офицерского состава, изменение системы управления войсками, планы по закупке вооружения за рубежом и другие «масштабные» мероприятия ставят под угрозу безопасность страны. «Сжатие» Вооруженных сил до размеров, многократно не соответствующих геополитическому величию России, делает нас заложниками в собственной стране.
Реакция власти на выступления русской молодежи по национальному вопросу в Москве и ряде других крупных городов требует отдельного рассмотрения. Пока же видна лишь решимость в проведении жестких полицейских мер.
Справедливости ради необходимо отметить, что из уст президента России 17 января обнадеживающе прозвучало: «Мы должны уделять внимание нашей многонациональной культуре, но, вне всякого сомнения, особое внимание должно уделяться русской культуре. Это – основа, это – костяк развития всей нашей многонациональной культуры. Это нормально, и об этом должно быть не стыдно говорить». Правда, эти слова были несколько девальвированы последующими рассуждениями о чертах русского характера. «Какие это черты? Это абсолютно понятные вещи: терпимость, отзывчивость, умение уживаться вместе с соседями, строить совместное государство, уверенность в себе. И как следствие – известное всем великодушие, широкий взгляд на вещи, на свою историю и на историю других», - сказал президент. Да, но «русское великодушие» и «широкий взгляд на историю» всегда защищались государством, созданным русскими. А сейчас государство не защищает носителей этих качеств.
Может быть, каким-то министерством разрабатывается проект программы по поддержке и развитию русской культуры? К коммерциализации учреждений образования, изменению школьной программы и внедрению ЕГЭ добавляется еще и «эксперимент» по изменению образовательных стандартов.
Возможно, властью намечены реальные меры в области упорядочивания миграционных процессов в России? Нет. Ужесточен режим их регистрации? Нет. Вместо этого продолжают действовать программы по переселению кавказцев на исконно русские земли.
В качестве одной из рекомендаций для укрепления национального единства предлагается сформировать такое понятие, как «российский народ». Но это приведет к еще большим проблемам. Этим не удовлетворятся ни русский народ, ибо его роль будет при этом нивелирована, ни другие коренные народы России, которые совершенно справедливо не желают «растворять» свои уникальные традиции и культуру в каком-либо надстроечном «сообществе». Неужели отрицательный опыт формирования единой нации «советский народ» ничему не учит? Общее для всех нас понятие уже существует – граждане России. А применительно к народам России необходимо остановиться на простой и ясной формулировке «русский народ и другие народы России».
Началом всему должна быть власть, обладающая русским православным духом. Только русский народ может подняться над узкоэтническими интересами кого-либо. Только он может быть гарантом развития культуры любого из коренных народов России.
А национальную идею не надо выдумывать, ее необходимо лишь оформить с учетом современных требований исходя из идеологического наследия славянофилов и других великих русских мыслителей, таких как Ф.М. Достоевский и И.А. Ильин.
Все беды в нашей стране обусловлены тем, что нынешняя политическая, экономическая и культурная элита не пронизана русским духом, в ней отсутствует понимание сути русского народа, его миссии для других народов России.
Все мы желаем, чтобы подобающие изменения в России происходили именно эволюционным, а не революционным путем. Если нынешнее руководство России не предпримет системных мер, то Россию ждут серьезные потрясения. Когда? Может быть, еще и до следующих парламентских и президентских выборов. И потрясения эти, в первую очередь, будут направлены против самой власти.
В принципе, у Д.А. Медведева еще есть шанс войти в историю в качестве первого президента, озвучившего и начавшего воплощение истинной национальной стратегии России. Однако, когда видишь его ближайшее либеральное окружение, понимаешь, что такое развитие дел весьма маловероятно
Представляется, что у В.В. Путина больше шансов на изменение курса страны. Несмотря на то, что нынешняя политика государства есть продолжение политики времен его предыдущего президентства, в случае своей победы на ближайших президентских выборах он всегда может сказать: «Последние четыре года я был не совсем самостоятелен при принятии государственных решений, так как был вторым лицом государства, но теперь-то, в соответствии с волей народа, я провозглашаю реализацию национальной идеи России». Тем более, все мы помним, что в первый свой президентский срок им было сделано многое для исправления ельцинской политики суверенизации и беспредельной либерализации.
Есть еще один вариант. Вышеназванным политическим лидерам уже сейчас можно отказаться от своих претензий «на трон» и соборно подобрать достойного кандидата в президенты 2012 г. Пусть это будет центрист, но обладающий русским духом и не приверженец либеральной экономики.
Последние события в стране просто требуют кардинальных перемен.